Личная эффективность: куда уходят наши силы и как их в себе поддерживать?
Руководить – значит давать направление какому-либо процессу. Проблемы с мотивацией, дисциплиной, налаживанием связей у руководителя прямо влияют и на его деятельность. Это следует учитывать и готовым предпринимателям, и тем, кто только планирует открыть собственный бизнес. Все устают, делают ошибки, исправление которых требует дополнительных ресурсов. Некоторые эмоционально и профессионально выгорают.
Иногда сложно:
- концентрироваться;
- разграничивать личное и деловое;
- организовывать свое время и время сотрудников,
распределять задачи в коллективе и следить за их выполнением; - бороться с ленью и мотивировать команду на достижение лучшего результата.
Узнали себя хотя бы в одном пункте (а список можно дополнить, к сожалению) или просто хотите большего, несмотря на то, что работаете продуктивнее многих? Читайте дальше и узнаете, почему эффективность дает сбои и как с ними справляться.
Куда девается продуктивность и как ее вернуть?
Вот 5 топовых ситуаций, которые, по мнению психологов, снижают продуктивность наших действий:
1. Иллюзия достатка.
В своем стремлении к цели, мы можем «поднажать», но по ее достижению смакуем ощущение удовлетворенности и компенсируем потраченные силы. Опасность расслабления в том, что и организм, и психика могут посчитать, что такого уровня комфорта им достаточно. Угроз нет – уже хорошо. Можно продолжать что-то как-то делать, а следовательно, довольствоваться тем же количеством ресурсов.
Физиологическая картина такая: продуктивность «состоит» из тестостерона и дофамина. Тестостерон – гормон, синтезирующийся в стрессовых ситуациях и подстегивающий инстинкт самосохранения. Дофамин отвечает за мотивацию и открытость новому. Чем выше тестостерон, тем выше дофамин. Чем сильнее дискомфорт, тем сильнее хочется из него выбраться.
Удобная среда – обманка для организма. Результат: пассивность, лень, безответственность. Решение находится на стыке психологии и медицины: работать над мотивацией или искусственно вмешаться в гормональный фон (для начала наладить базовые условия выработки гормонов – режим сна и питания).
2. Негативный опыт прошлого.
Те, кого подводили, в дальнейшем стараются себя обезопасить. Вплоть до «хочешь сделать хорошо – сделай это сам». Дело в том, что ни справиться со всеми задачами в одиночку, ни получить 100% гарантии, что прошлое не повторится, нельзя. Убеждения рисуют картину мира: если вы считаете, что «никому нельзя верить», сами будете притягивать ситуации, в которых есть риски быть обманутым.
Как нейтрализовать негативный опыт? Приучайте себя замечать положительные стороны и моменты. Дело в том, что наши же убеждения нас или ограничивают, или раскрепощают. Думая, что все люди ленивые, например, вы каждый раз с этой планкой будете подходить к подчиненным, а там и проблемы с поиском новых сотрудников и вообще взаимоотношениями в коллективе.
3. Привычка идти по проторенному пути.
Бывает и так, что руководитель попробовал решить проблему определенным образом и в дальнейшем только им и пользуется. Во-первых, это банально скучно. Во-вторых, нет и не может быть решений, универсальных для всех рабочих и жизненных ситуаций. Идя по проторенному пути, мы становимся «как все» и забираем у себя же возможность исправить ситуацию (план Б), если план А провалится.
Выход из этой ситуации – придумать минимум 10 альтернативных способов решения стандартной задачи и поочередно их практиковать. Большая часть вам не подойдет, но зато вы будете учитывать разные варианты развития и чувствовать себя увереннее. Главное, вы выделите для себя самые выгодные тактики поведения, которые позволят работать эффективнее при минимальных затратах.
4. Конфликт личной и профессиональной сфер.
Здесь часто встречаются две крайности: либо личной жизни нет вообще, а есть только мысли о карьере, либо нет привычки разграничивать эти сферы. В первом случае работа буквально стирает все грани жизни, делая ее одномерной. Важно отвлекаться от дел, чтобы не замылить глаз. Вспомните, как это делают художники. А еще реализуя себя в разных сферах, мы становимся увереннее и счастливее.
Неспособность разграничивать личную и деловую жизнь тоже сказывается на работоспособности, при том негативно. Переживания будут мешать концентрироваться и принимать взвешенные решения, с одной стороны, а с другой, перенос работы в дом, наверняка будет вызывать недовольство у близких, да и в ваше восприятие дома будет менять.
Что делать? Переключайтесь на другие занятия – спорт, увлечения, отдых. Заведите себе правило работать определенное количество часов в день, предварительно понаблюдав время вашей пиковой физической активности. Оставляйте работу на работе. Уделяйте время и внимание близким.
5. Проблемы с мотивацией.
Мотивация либо есть, либо ее нет – какие могут быть еще проблемы? На самом деле мотив, то есть причина наших действий может крыться не только в устремлениях к будущему, но и компенсации проблем прошлого. Так, например, человек, которого в детстве постоянно сравнивали с другими (причем не в его пользу), начинает подбирать работников такого уровня, чтобы выглядеть на их фоне лучше. Или человек, которому не давали побыть ребенком и нагружали серьезными проблемами, начинает наверстывать упущенное, сидя в кресле директора. Позадавайте себе вопросы – зачем вы занимаетесь бизнесом, что хотите получить, получаете ли – и возможно, найдете более жизнеутверждающую мотивацию.
Будьте эффективны при любых обстоятельствах!
Эффективность нужна и в обучении. Хотите освоить самые актуальные рабочие инструменты для заработка в соцсетях и автоматизировать рабочий процесс, присоединяйтесь к онлайн-интенсиву «Бизнес на SMM от первого лица» >>>
Добавить комментарий